×

50 лет Opel Design Studio: посещение стилистического центра Opel

Opel

50 лет Opel Design Studio: посещение стилистического центра Opel

Эрхард Шнелл полон энергии, несмотря на свой 87-летний возраст. Мой разговор с ним начинается с легкой шутки, хотя напротив меня стоит один из главных действующих лиц стилистической истории Опеля, хотя поводом является 50-летие создания первого дизайнерского центра марки и в Европе в в общем, и хотя некоторое время назад у меня была возможность покататься на великолепно сохранившемся Opel GT, он движется в совершенно другом направлении.

История всегда была очень важной частью моих интересов, и особенно заманчиво встретить живого свидетеля Второй мировой войны, который в то время был в зрелом возрасте. «В конце войны мне было 17 лет, — рассказывает мне Шнелл. «Меня отправили к северу от Берлина защищать столицу. Я уже видел приближающиеся русские танки и солдат, стреляющих в нас. Благодарю Бога, что мне удалось бежать и сдаться американцам». Так Шнель попал в лагерь для военнопленных и избежал страшной участи отправки в Сибирь. По иронии судьбы, позже он работал в немецком подразделении американской компании. А авангардная дизайнерская студия, в которой он возглавит отдел, будет создана с помощью огромных ресурсов GM и в конце концов их стайлинг-центра в Уоррене, штат Мичиган.

Круг жизни

Стилистический центр, о котором идет речь, созданный в Рюссельсхайме в 60-х годах, внес большой вклад в то, чтобы сделать следующее десятилетие Opel таким красочным, модным, захватывающим и разносторонним. Богатый традициями бренд находится в отличной форме. Он предлагает своим клиентам семь модельных рядов от компактных до роскошных автомобилей, от универсалов для семейных поездок до спортивных двухместных купе. В салонах Opel царит настоящее упоение красками и всевозможным оснащением. В 1972 и 1973 годах Opel даже обогнал Volkswagen по объемам продаж и достиг 20-процентной доли рынка. Вряд ли можно найти в нашей стране человека, жизнь которого так или иначе не была бы переплетена с брендом. Лично для меня это был Omega Caravan Turbodiesel 1993 года выпуска. Ему было всего три года, когда я его получил, и он доставлял радость своим большим простором, силой,

Сегодня амбиции главного дизайнера Opel Марка Адамса напрямую связаны со стремлением Opel идентифицировать себя с продукцией высокого качества и престижной репутацией. Ярким воплощением этой философии является Insignia, с которой в 2008 году Opel запустил то, что Адамс назвал «сочетанием скульптурного мастерства и немецкой точности». Затем новый язык стиля был перенесен во все сегменты, и сегодня ведущий дизайнер компании уже намечает следующие шаги со студиями в Монце. Но если для нас Монца — это что-то новое, то для дизайнеров компании это часть другого этапа, потому что они намного продвинулись вперед в создании своего видения.

Германия, 1960-е

Однако 50 лет назад, в 1964 году, все выглядело гораздо проще, а картинки, на которых представлены автомобили, выражены черно-белыми контрастами. Очень редко можно увидеть раскрашенные вручную акварели каких-либо Kadett и других моделей марки. Запуск новых моделей автомобильных компаний далек от их нынешнего гламура и обычно представляет собой простые шоу в каком-нибудь городском театре, обычно там, где позиционируется компания. Церемонии скромные, дизайн не входит в число особо обсуждаемых деталей и является скорее второстепенной темой разговоров, в которых преобладают технические вопросы.

Однако все это вот-вот изменится. В начале 1960-х в Opel еще существовал отдел под названием «Модельная комната», секретное место, где форма кузова принимала свои реальные размеры. Однако в то время автомобили стали все больше становиться выражением сущности купившего их человека, линии приобретали более окультуренные формы, большее значение стал иметь стиль колес, фары активно вмешивались в общую арифметику автомобиля. дизайн. Сегодня в автомобильном мире существуют целые армии дизайнеров интерьера и экстерьера и стилистов, но в шестидесятые трудно насчитать даже десяток специалистов, создающих внешнюю обшивку автомобиля, и большинство из них по сути являются скульпторами, архитекторами или графическими дизайнерами.

В Opel осознают важность этих тенденций для общего вида автомобиля. Поэтому в 1964 году рядом с Центром технических разработок в Рюссельсхайме рядом со старой испытательной трассой был добавлен новый комплекс, полностью посвященный дизайну.

Проблема в том, что в то время в Европе не было университетов, в которых студенты могли бы изучать автомобильный дизайн. «Если кто-то интересовался автомобильным дизайном, он должен был изучать промышленный», — говорит Эрхард Шнелль, который, кстати, позже создаст легендарный Opel GT и возглавит одну из дизайн-студий в здании под названием N10. Как ни парадоксально, но в то время скромными конструкторскими отделами руководили… инженеры.

Именно в это критическое время, когда модельеры пользуются огромным интересом и часто становятся источником скандалов и тем для средств массовой информации, рассматриваемый промышленный дизайн начинает набирать обороты. Отличным примером тому является, например, продукция компании по производству электроприборов Braun, которая представляет на рынке современные и уникальные радиоприемники и кассетные проигрыватели, а даже такие банальные вещи, как электрические бритвы, превращает в замечательные.

Три стилистических отдела под одной крышей

В вышеупомянутом корпусе N10 находятся три отдела — отдела дизайна интерьера, определяющего формы и материалы в автомобиле, и отдела экстерьера, работа которого сосредоточена на формах кузова. Именно последний отвечает за создание форм, силуэта и пропорций автомобиля. Такие вещи для Европы в новинку, но на самом деле революционным шагом является создание третьего отдела. В нем Opel объединяет творческие умы дизайнеров, уже имеющих опыт работы в Рюссельсхайме или в материнской компании GM в Детройте, которым поручено создавать продукты, выходящие за рамки повседневных потребностей. Она называется Advanced Studio и ставит перед собой задачи, направленные на создание совершенно новых концепций автомобилей. Формы, цвета, пропорции созданы с учетом вкусов будущих пользователей автомобилей. Команду волнует не то, что скоро поступит в массовое производство, а то, что произведет впечатление на людей в ближайшие 3-10 лет. Для европейской автомобильной сцены такое решение является прецедентом.

Первый центр авангардного автомобильного дизайна в Европе

До сих пор большинство европейских производителей автомобилей в основном передавали разработку своих новых концептуальных моделей внешним компаниям, специализирующимся в этой области. Северная Италия, и особенно равнина вокруг столицы Пьемонта Турина, была известна в то время как Мекка автомобильного дизайна. Пьетро Фруа, Джузеппе «Нуччио» Бертоне и Пининфарина разместили свои кузовные мастерские в районе между Альпами и Апеннинами и разработали дизайн многих концептуальных исследований и серийных моделей европейских производителей автомобилей. В то время как признанные производители работают над созданием своих серийных автомобилей, эти создатели изобретают новые формы и идеи, которые выходят далеко за рамки существующего модельного ряда. Такая работа дает им возможность продемонстрировать свои творения, всегда с идеей произвести впечатление на какого-нибудь крупного производителя, такого как Pininfarina, которому удалось наладить прочное сотрудничество с Peugeot и Ferrari. Кузовные мастерские также привлекают внимание состоятельных автолюбителей, которые ищут способ создать свой индивидуальный личный автомобиль мечты.

Именно работа этих студий лежит в основе идеи создания Opel Avant-Garde Studio. Всего через год после его рождения, в 1965 году, его первое творение уже было фактом. Модель Experimental GT была представлена на автосалоне во Франкфурте. Хотя он станет одной из величайших моделей марки Opel GT, ни на одной стадии проектирования этот автомобиль не предназначался для серийного производства. Однако впервые серьезный автопроизводитель в Европе создает автомобиль, целью которого является демонстрация возможностей создания новых форм.

Во всем «виновата» General Motors

Если мы снова вернемся к началу шестидесятых, то обнаружим, что в Рюссельсхайме появляется американка по имени Клэр Маккичен. У него есть четкое представление о том, как должна выглядеть проектная организация Opel. Его домашняя база находится в Детройте, потому что он не просто человек, а главный дизайнер Chevrolet. Маккичен, как и боссы GM, считают, что то, что хорошо работает в США, может быть полезно и в Европе. На практике идея создания собственной дизайн-студии в Opel уходит своими корнями в американскую материнскую компанию GM за рубежом. В Уоррене, недалеко от штаб-квартиры гиганта в Детройте, стилисты GM Styling работали над формами будущих автомобилей с конца 1950-х годов. Первая концептуальная модель была представлена еще раньше — всего через год после переименования Art&Department, созданного в 1927 году и возглавляемого Харли Эрлом.

По прибытии МакКитчен нашел в Рюссельсхайме скромную маленькую палату, о которой упоминалось ранее. Однако ограниченное пространство в прямом и переносном смысле слишком узко для порывов начинающего стилиста из США. Старомодные структуры и процедуры, которые в то время были общими для всех европейских производителей, были крайне неудовлетворительны для человека из Америки, которая в то время символизировала свободу духа, приносила прогрессивность, авангард, процветание и успех. А сам Маккичен достаточно долго проработал в самой современной стилистической организации мира GM Styling, где более тысячи дизайнеров создают не только футуристические формы, но и влияют на социальные структуры будущего.

В Уоррене, штат Мичиган, на окраине быстрорастущего Детройта в 1956 году GM создала совершенно новый просторный центр моделирования, который, в свою очередь, расположен в первом в мире промышленном кампусе под названием GM Tech Center. Весь объект был спроектирован известным финским архитектором Ээро Саариненом. Именно этот центр стал источником вдохновения для Маккихена, который мечтает реализовать нечто подобное в Германии.

Ведь у него получается. Не только с точки зрения конструкций и рабочих процессов, но и с точки зрения архитектуры самого здания, потому что все, что было в Детройте, было доведено до размеров Рюссельсхайма.

150 дизайнеров вместо 50 человек, моделирующих автомобили

Новый центр привлекает множество стилистов со всего мира, ведь это практически первая настоящая дизайнерская студия в Европе. Это, в свою очередь, открывает для них практически неограниченные возможности. То, что до сих пор делали 50 человек, моделирующих автомобили в Model Room, заменили целостной структурой, включающей 150 дизайнеров. Этот генератор идей быстро распространяет вирус творчества в различных дизайнерских школах и университетах. Вскоре к нему устремляются поистине блестящие стилисты, которые оставляют неизгладимый след в стилистической истории Опеля. Среди них Вольфганг Мёбиус, Дик Седерберг, Анатоль Лапин, Эрхард Шнелл, Хидео Кодама, Крис Бенгл, Жан-Франсуа Вене, Мурад Наср, Герберт Килмер, Ханс Сир, Джордж Галлион, Мартин Смит, Брайан Несбитт и Марк Адамс. Известные имена в автомобильном дизайне.

Студия дизайна в Рюссельсхайме имеет репутацию высшей школы. Безусловно, его присутствие в резюме стилиста является признаком исключительных способностей; Дизайнеры N10 пользуются большим уважением в автомобильной промышленности, и двери для них широко открыты повсюду. В самом деле, это не всегда хорошо для самого Opel, ведь конкуренты с распростёртыми объятиями к каждому из дизайнеров компании. В 1960-х годах Ферри Порше сам приехал в Opel и зашел в офис Анатоля Лапена. Открытый для таких актов уважения, последний показал Порше планы и чертежи, над которыми он работал. Очень скоро его привлекла компания «Порше» в Цуффенцауне, где он создал знаменитый 928. Позже «Порше» отобрал у «Опеля» и Седерберга, и Мёбиуса.

Новые современные технические решения

Мало того, что конструкцию поставили ​​на совершенно новые основы, существенно изменили и процедуры создания форм. Раньше реализация осуществлялась с помощью наклеенных изначально на полупрозрачную вертикально натянутую бумагу наклеек-патчей с размерами автомобиля по первоначальным эскизам и чертежам. Этот способ придумали итальянские стилисты, но он крайне неудобен, так как наклейки быстро затвердевают и все делается в короткие сроки. Еще более сложным является последующий процесс шлифовки форм. Однако GM Styling в Детройте находит новый способ создания моделей из глины. Этот мягкий материал сохнет намного медленнее, чем наклейки, и его большой вес на таком раннем этапе дизайна не имеет значения. С ним легко формируются кривые, а формы становятся более изогнутыми и выразительными.

Первая звезда Advanced Studio: Experimental GT

Вместе со студиями для второго поколения Opel «Большой тройки» под названием KAD (Капитан, Адмирал, Дипломат), созданными дизайн-студией Opel, дизайнеры нового отдела начали работу над автомобилем своей мечты. Кроме того, проект настолько засекретили, что о нем не сообщается даже совету директоров. В студии должен быть двухместный спортивный автомобиль с округлыми, выразительными формами и двумя сиденьями. Идея снова принадлежит Клэр Маккичен. Нельзя не заметить тот факт, что он ориентировался на корветовские формы в свое время, а модель Опеля должна быть ближе по характеру к европейцам и, следовательно, более компактной. Вдобавок, проект ведет тот самый Эрхард Шнелл, с которого началась наша история.

В итоге родился культовый автомобиль с поворотными фарами и дверьми в рамах. Автомобиль появился на выставке во Франкфурте в 1965 году и, несмотря на ограниченные сроки его создания, покорил публику. «Хотя он никогда не разрабатывался с идеей запуска в производство, он настолько понравился совету директоров, что он был запущен в производство всего за три года», — заключает Эрхард Шнелл, стильно рисуя фирменную молнию на репродукция цветной гравировки на GT. На самом деле, это только начало истории…

Share this content:

Отправить комментарий

Вы это могли пропустить