Банки не выполняют план ЦБ по сбору биометрии | Финансовый портал
Российские банки собирают биометрию россиян для Единой биометрической системы (ЕБС) в 11 270 отделениях, следует из данных оператора системы – «Ростелекома». Всего на 1 декабря, по данным ЦБ, в России работало 30 214 структурных подразделений банков, таким образом, биометрия собирается менее чем в 40% офисов.
ЕБС заработала летом 2018 г. Зарегистрировавшись на портале госуслуг и сдав биометрию (изображение лица и слепок голоса) в отделении банка, человек впоследствии может удаленно получать банковские услуги: открывать счета, получать кредиты и делать переводы. Пока лишь единицы оказывают услуги тем, кто обращается к ним через ЕБС. Но собирать биометрию по закону обязаны все банки, соответствующие критериям (исключения – для банков с предписаниями и др.). К 31 декабря 2019 г. банки должны были обеспечить сбор биометрии в 100% отделений, работающих с розничными клиентами, следует из информационного письма ЦБ, опубликованного на сайте регулятора.
Сейчас регистрация в ЕБС осуществляется в 11 270 отделениях 229 банков, сказал представитель ЦБ. Возможно, на самом деле их больше. В это число входят только те офисы, где биометрия регистрировалась успешно, уточнил представитель «Ростелекома». Регулятор спокойно относится к отставанию от графика. «Поэтапное оснащение отделений банков, которое мы сейчас наблюдаем, связано с реализацией требований по информационной безопасности, которое занимает определенное время», – объясняет представитель ЦБ.
В то же время регулятор рассчитывает получить право устанавливать критерии к отделениям, которые необходимо оснащать оборудованием для сбора биометрических данных в ЕБС, говорит его представитель. Такую норму планируется внести ко второму чтению поправок к антиотмывочному закону.
ЦБ предполагает освободить от сбора биометрии операционные кассы вне кассового узла и мини-офисы банков с одним сотрудником – для сбора биометрии нужны двое. Кроме того, законопроект предусматривает отсрочку обязанности сбора биометрических данных в ЕБС для банков с базовой лицензией. «Мы рассчитываем на принятие законопроекта в ближайшее время», – сказал представитель ЦБ. Этим же законопроектом (сейчас на сайте Госдумы опубликована лишь версия, прошедшая первое чтение) планируется дать возможность банкам оказывать любые финансовые услуги с помощью ЕБС. Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский в сентябре рассказывал (его цитировали «РИА новости»), что осенью 2019 г. будут внесены изменения в законодательство, которые позволят использовать биометрическую идентификацию при получении государственных услуг, но пока этого не случилось.
Представители ВТБ, РСХБ, Росбанка, Райффайзенбанка, банка «Санкт-Петербург» сообщили, что вся их сеть оснащена оборудованием для сбора биометрии. Промсвязьбанк сообщал о подключении всех своих офисов в конце декабря. Большая часть из 19 000 точек обслуживания «Почта банка» расположены на почте, а их подключать к ЕБС не требуется, объяснял представитель банка. Сейчас банк оснастил оборудованием все «флагманские клиентские центры», их более 440, говорит его представитель.
Сбербанк оборудовал 6724 структурных подразделения массового обслуживания (за исключением офисов с ограничениями, например, мини-офисов банка, где работает один сотрудник) и 148 вип-офисов для сбора ЕБС, сообщила пресс-служба госбанка. Всего у него более 14 000 отделений. В случае принятия законопроекта, освобождающего от необходимости сбора данных в ЕБС в офисах с ограничениями, про Сбербанк можно будет сказать, что он уже оборудовал 100% офисов, уточнил его представитель.
Хотя другие крупнейшие банки объявили о подключении к ЕБС почти сразу после начала ее работы, Сбербанк не торопился начинать работу с системой, параллельно развивая свою собственную. Банк подключился лишь в декабре 2018 г., а президент госбанка Герман Греф тогда рассказывал, что в системе Сбербанка содержатся миллионы биометрических образцов клиентов. В ЕБС на тот момент были данные лишь нескольких тысяч человек.
В ЕБС на начало января 2020 г. зарегистрировались свыше 110 000 человек, сказал представитель «Ростелекома».
Share this content: