Почему «Звездные войны» должны, но не могут закончиться | Финансовый портал
Особенностью этой трилогии с самого начала было то, что она не продолжала оригинальную историю Джорджа Лукаса, а пыталась пересказать ее – с новыми героями, которые в отличие от спецэффектов оказались бледнее предыдущих. Контрабандист По Дэмерон (Оскар Айзек) не дотягивал до контрабандиста Хана Соло (Харрисон Форд). Лицо Рей (Дейзи Ридли), заменившей Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) на позиции самого способного кандидата в джедаи, с трудом удалось запомнить после второй серии. Кайло Рен (Адам Драйвер) выглядел скорее пародией на Дарта Вейдера, чем продолжателем его темного дела.
Силы добра побеждают в «Звездных войнах» не впервые, но потом войну приходится начинать сначала /Walt Disney Pictures
Зрителей это ничуть не смущало. На премьерах зал неизменно взрывался аплодисментами при появлении любимых персонажей – постаревших, но по-прежнему харизматичных. Постепенно они покидали мир «Звездных войн», но совсем уйти не могли – и в «Восходе» логично стали ангелами-хранителями (хотя не обошлось и без зловещих мертвецов). Нельзя сказать, что призраки не являлись героям космической саги и прежде, но чтобы так часто – еще не бывало. Иногда даже кажется, что они перепутали адресата: по сюжету нового фильма Хан Соло приходит поддержать сына – Кайло Рена, но по логике замены персонажей на таких же, только поновее, мог бы заглянуть и к По, занявшему его место за штурвалом легендарного «Сокола тысячелетия».
Кайло Рен (Адам Драйвер) наконец-то превратился из пародийного персонажа в драматического /Walt Disney Pictures
Реальность кинопроизводства оказалась зеркальной по отношению к реальности фильма: если призраков на экране играют живые актеры, то живую Лею – умершая в 2016 г. Кэрри Фишер, чью роль смонтировали из фрагментов, не вошедших в предыдущие части саги.
Бессмысленно сетовать на то, что эпопея, возвестившая о новой религии (которую даже официально признали в Великобритании), в итоге выродилась в чистый фан-сервис, стремящийся угодить и тем, кто был 42 года назад на премьере «Новой надежды», и тем, для кого «Звездные войны» начались с перезагрузки, устроенной в 2015 г. Джей Джей Абрамсом и компанией Walt Disney, тремя годами раньше купившей студию Lucasfilm и права на франшизу. Сам Лукас еще в 2005-м, закончив вторую трилогию, заявил, что «нет больше истории, чтобы ее рассказывать», и оказался прав – новой действительно не придумали.
Строго говоря, не придумал ее и Лукас. Приступая к «Звездным войнам», он читал классические книги по сравнительной мифологии и антропологии, чтобы собрать собственный «мономиф» (как назвал повторяющиеся сюжетные ходы в мифах разных народов американский религиовед Джозеф Кэмпбелл). Лукас создал не героев, но архетипы, а потом перевел их в знакомые массовому зрителю образы поп-культуры: принцесса, рыцарь, ковбой-авантюрист.
Кроме того, появление «Звездных войн» совпало с пиком популярности New Age – оккультных учений, объединенных идеей смены астрологических эпох, в результате которой человечество совершит новый эволюционный скачок. А пока надо готовиться: изучать восточные практики самосовершенствования, медитировать, не есть мяса животных, улучшать экологию. Взятая из зороастризма центральная идея «Звездных войн» – о растворенной в мире Силе, у которой есть светлая и темная стороны, – прекрасно вписалась в этот контекст. И подарила New Age элемент, необходимый любой религии, – полную драматизма историю.
Косматый Чубакка не меняется вообще /Walt Disney Pictures
Так сложился канон, к которому в начале нулевых Лукас пристроил такую же трехчастную предысторию Дарта Вейдера – Анакина Скайуокера, после чего и счел свою миссию завершенной. Дальше оставалось лишь добавлять апокрифы и жития святых персонажей второго плана. И в этом смысле возможности расширения вселенной «Звездных войн» казались вполне перспективными: «Изгой-один» (2016), пробный камень новой линейки «Звездные войны: Истории», заработал в мировом прокате $1,056 млрд. Но уже «Хан Соло» (2018) выступил заметно скромнее – $392,92 млн. Публика все равно хотела продолжения главной истории. Или ее пересказа: чемпионом по кассовым сборам остается первый фильм третьей трилогии – «Звездные войны. Эпизод VII. Пробуждение силы» ($2,068 млрд).
Но есть и хорошие новости. В «Восходе» наконец-то развились характеры двух главных героев трилогии – Рей и Кайло Рена (лучше поздно, чем никогда) – и вернулась диалектика единства и борьбы светлой и темной сторон Силы внутри персонажа. Другое дело, что если визуально Абрамс постоянно демонстрирует величайшую почтительность к оригиналу, то до чистоты лукасовского «мономифа» финалу новой трилогии все-таки далеко. И разобраться в отношениях родства тут гораздо труднее, чем в классическом сюжете Лукаса. А главное, в отличие от первой трилогии вникать в тайны происхождения героев совсем не кажется необходимым, даже если у дедушки такие страшные зубы.
«Куда нам?» – «Без понятия. Следуйте за мной!» – этот характерный диалог из «Восхода» удачно иллюстрирует место сюжетной логики в новой трилогии. В сущности, не так уж важно, как Абрамс закончил эту историю. Она все равно продолжится в том или ином виде. Потому что «Звездные войны» – по-прежнему один из крупнейших брендов на мировом кинорынке. Хотя уже не главный – рекорд по сборам принадлежит теперь финальной серии «Мстителей» ($2,79 млрд). Но если финалу «Звездных войн» удастся его побить или хотя бы встать вровень, есть вероятность, что историю Скайуокеров нам попытаются продать еще не раз.
Share this content: