Российские компании отменяют дресс-код для сотрудников | Финансовый портал
Сотрудники консалтинговой компании «Делойт СНГ» тяготились дресс-кодом. Консультантам рекомендовалось приходить в офис в пиджаках, рубашках и строгих ботинках сдержанных цветов, джинсы можно было надевать только по пятницам, рассказывает лидер по развитию персонала компании Анастасия Лебедева. На внутреннем сайте компании сотрудники писали, что строгий деловой стиль в одежде уже устарел и многие крупные компании – клиенты «Делойта» отказываются от дресс-кода, продолжает она. Некоторые сотрудники вовсе бойкотировали правила. Они приходили на работу в костюмах более свободного кроя из мягких тканей, в пуловерах и мокасинах, вспоминает Лебедева. Весной 2019 г. руководство «Делойта» провело дебаты среди работников, большинство выступили за отказ от строгих правил, и компании пришлось отменить рекомендации. Теперь консультанты могут приходить в офис в джинсах в любой день недели – если у них нет встреч с клиентами, поясняет Лебедева. Отказ от дресс-кода – общемировой тренд, считает она. Недавно от строгих требований к внешнему виду сотрудников отказался и британский офис «Делойта».
Большинство офисных сотрудников в России (73%) считают пиджак и галстук старомодной и чересчур официальной одеждой для современной компании, показал опрос 861 человека, проведенный компанией Regus. 88% опрошенных полагают приемлемым ходить на работу в джинсах, 64% – в футболках. А 10% даже хотели бы являться в офис в спортивных костюмах, еще 12% – в шлепанцах.
Чаще всего против дресс-кода высказывается молодежь – они предпочитают более комфортную одежду, которая оставляет простор для самовыражения, говорит директор управления по работе с персоналом КПМГ Оксана Пудова. В КПМГ много сотрудников моложе 30 лет, поэтому компания смягчает дресс-код – сотрудникам, если у них не назначены встречи с клиентами, разрешено приходить в офис в повседневной одежде, по словам Пудовой. Молодые специалисты отказываются носить костюм из протеста – они не хотят быть похожими на своих 40-летних начальников, отмечает руководитель HR-департамента Antal Russia Анна Чивилева.
Крупные работодатели тоже смягчают дресс-код. В центральном аппарате Сбербанка, где большая доля молодежи и IT-специалистов, дресс-код очень неформальный, носить костюмы не обязательно, говорит представитель банка. На корпоративном сайте банка сотрудник может заказать офисную одежду с символикой Сбербанка и это приветствуется руководством, уточняет он. Более свободный дресс-код повышает лояльность сотрудников, считает представитель Сбербанка. «Хоум кредит» отменил дресс-код в 2015 г., рассказывает вице-президент по управлению персоналом банка Галина Вайсбанд. Сейчас сотрудникам разрешено ходить в офисе в сандалиях, джинсах и тапочках, утверждает она. Даже топ-менеджеры «Хоум кредита» приходят в офис в джинсах, футболках поло и кедах, отмечает Вайсбанд. В Альфа-банке раньше тоже был регламент внешнего вида сотрудников, но теперь в нем нет необходимости, рассказывает директор по персоналу банка Марат Исмагулов. В компании «Мегафон» разрешено приходить в офис в шортах, говорит представитель оператора.
Во многих компаниях требования к внешнему виду – чистая формальность, за нарушение правил сотрудников никто не наказывает (хотя по закону имеют право привлечь к дисциплинарной ответственности), говорит руководитель практики трудового права Bryan Cave Leighton Paisner Надежда Илюшина. По ее словам, требования к внешнему виду могут быть описаны в правилах о внутреннем трудовом распорядке, которые сотрудники подписывают при приеме на работу. На бумаге все строго. Некоторые компании вставляют в правила распорядка запрет приходить на работу в ярких костюмах, блузках с глубоким декольте, а также рекомендации регулярно принимать душ и пользоваться дезодорантом, знает юрист. А крупная российская страховая компания выложила на корпоративном сайте фотографии, как должен выглядеть работник в офисе.
Однако полностью отказаться от дресс-кода все равно нельзя, признаются опрошенные «Ведомостями» работодатели. Сотрудники, выезжающие на переговоры и встречи, обязаны переодеваться из джинсов и футболок в деловые костюмы, отмечают представители банков. В «Мегафоне» дресс-код действует в отношении сотрудников, работающих с органами власти, партнерами и клиентами, говорит представитель оператора. Выезжая на встречу, работники «Мегафона» обязательно надевают костюм и галстук: деловой дресс-код влияет на имидж компании в глазах партнеров, поясняет представитель компании.
Госкомпании вообще не планируют смягчать требования к внешнему виду сотрудников. Например, в РЖД традиционный деловой костюм обязаны носить все работники офисов холдинга с понедельника по пятницу, одежда должна быть выглаженной, чистой и опрятной, говорит представитель РЖД. Обязательный дресс-код необходим крупным компаниям для дисциплины и соблюдения должностной иерархии, считает партнер компании «Экопси консалтинг» Мария Макарушкина. Надевая костюм, человек принимает на себя определенную социальную роль и настраивается на выполнение конкретных задач – в этом большой плюс дресс-кода, говорит она. По мнению Макарушкиной, если в компании нет задачи создавать новые продукты и искать креативные решения, то нет и необходимости смягчать правила. Тем более что отмена дресс-кода может вызвать проблемы – сотрудники часто не знают меры, опасаются работодатели. Одежда не должна отвлекать от непосредственной деятельности, указывает Пудова из КПМГ. Собеседники должны сосредотачиваться на предмете разговора, а не на пестром узоре или веселой надписи на футболке, говорит она.
Share this content: